Трасологическая экспертиза после ДТП

Последствия дорожно-транспортных происшествий для обывателя – это груда металла и оборванные человеческие жизни. Но для специалистов картина насыщена дополнительными деталями. При расследовании обстоятельств, приведших к аварии, следственные органы нередко опираются на данные, полученные от специалистов-криминалистов. Одно из направлений криминалистики – это трасологическая экспертиза.

Трасологическая экспертиза после ДТП

Что такое трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза – это процедура, принадлежащая к разделу криминалистики. В ходе этого исследования проводится изучение и анализ всевозможных следов, которые обнаружены на месте крушения или аварии. При отсутствии других доказательств, то есть, если нет свидетельских показаний или имеет место возникновение спорной ситуации, то наука трасология помогает в восстановлении истинной картины происшествия. По характеру оставленных следов можно восстановить время и первоначальную причину повреждений. Такие исследования проводит специалист.

Эксперт-трасолог – это человек со специальным образованием, который занимается исследованием следов, а также объектов, которые сформировали следы или приняли их форму. И с помощью полученных данных он формирует ответ на запрос следствия. То есть посредством применения различных приемов воссоздаётся момент происшествия в подробностях. И выясняется взаимодействие виновников происшествия.

Объектами, которые изучаются дисциплиной, могут выступать всевозможные следы и отпечатки, которые оставлены как людьми, так и животными или разного рода неодушевленными предметами.

Вопросы к трасологической экспертизе формирует следствие. Назначение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии можно проводить в любой момент и на любой стадии.

В каких случаях и кто назначает трасологическую экспертизу после аварии

Трасологическая экспертиза после ДТП назначается следующими органами и лицами:

  • судом;
  • органами власти государственной;
  • сотрудниками правоохранительных органов, занимающимися выяснениями обстоятельств аварии.

Лицо, определившее, что транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП необходима, выносит советующее постановление (определение), составленное согласно КоАП РФ ст. 26.4 п.1.

п. 1 статья 26.4 КоАП РФ №195-ФЗ

Определение может нести информацию следующего характера:

  • основание, которое объясняет цель запроса;
  • реквизиты учреждения и сведения о специалисте, который должен будет проводить исследование;
  • исчерпывающий список вопросов по делу;
  • список инструментов и материалов, которые будут необходимы при исследовании.

Назначение трасологической экспертизы проводится при возникновении следующих моментов:

  • при спорных ситуациях, когда выясняется характер действий лиц, управляющих транспортными средствами, участвующими в ДТП;
  • для того чтобы прояснить участие того или иного автомобиля в конкретной аварии;
  • для официального подтверждения соответствия повреждений обстоятельствам крушения;
  • для доказательства отсутствия виновности автолюбителя или пешехода в ДТП;
  • при отказе страховой компании в выплате страховой суммы или если одобренная для компенсации страховая премия чрезмерно мала для восстановительного ремонта.

Классификация видов

Вопросы трасологической экспертизы и объекты, подвергаемые изучению, классифицируются по следующим видам:

Гомеоскопическая

Изучает разнообразные следы, оставленные человеком:

  • отпечатки пальцев рук;
  • следы ног;
  • оттиски обуви;
  • отпечатки зубов;
  • следы, оставленные различными частями тела;
  • следы разнообразных элементов одежды.

Отпечатки по своему характеру могут дать весьма полную информацию об обследуемом объекте:

  • физические параметры;
  • физические патологии;
  • пол;
  • рост;
  • возраст;
  • особенность действия субъекта в момент аварии или после нее.

Механоскопическая

Изучает отпечатки и следы от неодушевленных предметов, а также повреждения, найденные на них:

  • инструменты и орудия – в этой области исследуются объекты, при помощи которых вскрывались или взламывались другие объекты. Также освещаются вопросы, как двигались предметы, в каком направлении. Например, как вскрывался багажник автомобиля.
  • повреждения, найденные на одежде и причинённые механическим способом – особенности применяемого объекта;
  • петли и узлы – каким образом вязались такие вещи, профессионально или нет.

Транспортная экспертиза

Специалисты изучают:

  • следы транспортных средств;
  • направление движения;
  • тормозной путь;
  • царапины, повреждения, вмятины.

Экспертиза замков

Вопросы, изучаемые при проведении данного исследования, следующие:

  • исправно ли механическое или автоматическое запорное устройство;
  • пригодно ли оно для того, чтобы отпираться или запираться;
  • есть ли признаки взлома;
  • как вскрывали замок;
  • давно ли введено устройство в эксплуатацию;
  • какое время оно оставалось без движения.

Исследование пломб

Специалисты освещают вопросы, касающиеся целостности пломбирования.

Анализ следов механизмов касательно предметов

Такое исследование необходимо для выяснения определения отношения предмета к тому или иному оборудованию.

Порядок и сроки, в которые проводится трасологическая экспертиза после ДТП

Назначение трасологической экспертизы и вопросы к эксперту формируются на основании документов, которые регламентированы нормативами и законами. Толкование таких актов говорит о том, каков порядок действий при трасологической экспертизе.

Нормативные акты состоят из следующего списка:

  • Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»;
  • УПК РФ №174-ФЗ, гл. 27, ст. 195-208;

п.1 статья 195 УПК РФ №174-ФЗ

  • ГПК РФ №138-ФЗ, ст. 79-87;

п.1 статья 79 ГПК РФ №138-ФЗ

  • АПК ст. 82-87.

Сроки, в которые должна проводиться такая процедура, устанавливаются тоже, исходя из периодов, регламентируемых вышеприведенными нормативами.

Если любой из участников процесса не согласен с выводами экспертного бюро, то он имеет полное право ходатайствовать о назначении повторной трасологической экспертизы после ДТП. Стоимость такого действия оплачивается участником самостоятельно.

Опубликовано: 16-12-2017

Последнее обновление: 16-12-2017

WordPress: 16.12MB | MySQL:100 | 0,305sec