Автотехническая экспертиза при ДТП

Проведение автотехнической экспертизы – одна из сложнейших задач, с решением которой сталкивается участник аварии. Нужна ли она, поможет ли, как организовать, куда обратиться, сколько будет стоить – на эти вопросы ищет ответы водитель. А мы поможем разобраться.

Автотехническая экспертиза при ДТП

Общее определение

Экспертиза – это научное исследование объектов материального мира. Ее цель – ответить на вопросы об обстоятельствах происшествия путем изучения материальных следов, оставшихся на месте события. Она должна выполняться специалистом (лицом, имеющим соответствующее образование и опыт), по строгой проверенной научной методике, позволяющей повторить исследование.

Зачем она нужна

Назначение автотехнической экспертизы всегда обусловлено необходимостью получения профессионального суждения специалиста о тех или иных вопросах, ответить на которые без специальной подготовки, образования или проведения инструментального исследования невозможно.

К помощи «профессионального свидетеля», как иногда называют эксперта, прибегают органы дознания и суды, когда считают необходимым подтвердить обстоятельства дела экспертным заключением или, когда без него невозможно установить какой-либо факт.

Участники происшествия выносят вопросы на автотехническую экспертизу для подтверждения своих доводов об обстоятельствах дела или обоснования возражений против доводов другой стороны.

В отдельных случаях, для решения конкретных вопросов, проведение специального анализа обязательно. Так, в соответствии со статьей 12.1 ФЗ от 25.04.2002 года № 40-ФЗ, независимая техническая экспертиза должна проводиться для установления:

  • обстоятельств причинения вреда автомобилю;
  • его повреждений;
  • причин поломок;
  • технологии, методов и стоимости восстановления машины.

п.1 статья 12.1 закон №40-ФЗ

Виды

По своему процессуальному статусу экспертизы разделяют на:

  • судебные;
  • внесудебные.

Первые проводятся в рамках гражданского, административного или уголовного производства, на основании определения суда, должностного лица или органа, рассматривающих дело. Участвовать в исследовании, не вмешиваясь в его ход, ставить перед экспертом вопросы могут обе стороны спора. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Внесудебное исследование проводится на основании заявления заинтересованного лица. Вопросы для внесудебной автотехнической экспертизы готовит и ставит перед экспертом заявитель. Расписку об ответственности эксперт не предоставляет.

На заметку. Закон не придает судебной экспертизе какого-либо особого предпочтения перед внесудебной.

Какая цель автотехнической экспертизы?

Данная экспертиза при ДТП может проводиться с целью:

  • установления конкретных обстоятельств аварии;
  • проверки исправности транспортных средств на момент совершения аварии;
  • исследования следов на транспортных средствах и месте происшествия;
  • определения стоимости восстановительного ремонта и оценки автомобилей;
  • установления факторов, сопутствующих дорожно-транспортному происшествию: состояние проезжей части, дорожные условия.

В рамках ОСАГО, с целью установления страхового случая и размера убытков, причиненных страхователю, проводится независимая техническая экспертиза.

Вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы

Заключение специалиста может оказаться бесполезным, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП будут сформулированы неправильно.

Эксперт, проводящий исследование, может высказать свое мнение о фактических обстоятельствах аварии или ее реальных последствиях, но он никогда не дает правовую оценку действий или бездействия участников. Поэтому вопросы права никогда не ставятся перед экспертом.

Например, спрашивать эксперта: «Кто виновен в дорожно-транспортном происшествии?» – бесполезно. Это предмет правовой оценки, установить вину должен суд. Ответ на вопрос: «В каком техническом состоянии находилось транспортное средство в момент столкновения?», наоборот, поможет подтвердить довод о неисправности автомобиля оппонента, как причины аварии.

Готовя задание для специалиста, следует опираться на обстоятельства происшествия. Задать себе вопрос: какие факты, установленные экспертным заключением, помогут обосновать ваши доводы.

На заметку. Экспертиза – не самоцель, а средство доказывания. Использовать ее нужно разумно и осторожно.

Экспертные учреждения

Выполнение исследования можно поручить государственным экспертным организациям или коммерческим. Закон не устанавливает каких-либо специальных условий ведения деятельности по осуществлению такого вида предпринимательства (лицензирования, членства в саморегулируемой организации). Поэтому даже суд может поручить ответить на вопросы негосударственному учреждению.

Конкретные требования к квалификации эксперта установлены только для специалистов, работающих в государственных экспертных учреждениях, а также экспертов, дающих заключение в целях реализации положений Закона об ОСАГО.

Суды, принимая решение, в какую организацию направить вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП, чаще прибегают к услугам коммерческих организаций, поскольку государственные учреждения, как правило, сильно загружены, и ждать заключения приходится достаточно долго.

Стоимость услуг примерно одинакова, и варьируется в диапазоне от 2500 рублей за простое исследование, до нескольких десятков тысяч – за сложное. Размер зависит, в первую очередь, от сложности и объема проверки.

Сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП

Как долго эксперт будет готовить заключение, зависит от сложности исследования и загруженности специалиста.

Коммерческие организации выполняют исследования по частным заказам в сроки от десяти дней. Судебное, как правило, проводится в течение месяца. Государственные учреждения выдают заключения по истечении двух и более месяцев.

В заключении

  • Проведение исследования можно поручить государственной или коммерческой экспертной организации.
  • Вопросы для автотехнической экспертизы после ДТП следует подготовить заранее, опираясь на обстоятельства происшествия.

Опубликовано: 03-12-2017

Последнее обновление: 03-12-2017

WordPress: 9.37MB | MySQL:97 | 0,233sec