Российским союзом страховщиков предоставлен план, согласно которому страховые компании перейдут на нерегулируемые тарифы ОСАГО. Остается прояснить вопрос — какие моменты будут находиться в ведении Центробанка, а какие в компетенции самих страховщиков.
РСА выступил с предложением оставить за Центробанком максимальную стоимость полиса, показатель происшествий и несоблюдения порядка дорожного движения.
Привилегии за мощность автомобиля, установление показателя территории использования ТС, возраст и стаж вождения владельца авто будут определять страховые компании.
Российский союз страховщиков заявил, что вполне разумно, если данные изменения пройдут постепенно, с завершением в 2020 году.
Таким образом страховые компании хотят прийти к либерализации автогражданской ответственности. Свое видение этого процесса в виде «Предложений по переходу к свободному образованию тарифов по ОСАГО» они предоставили Центробанку.
Страховщиками и раньше вносились подобные предложения, но Центральный банк отправлял их на корректировку.
Утверждение Центробанком предложений страховых компаний дает два сценария развития событий.
Cценарий №1
- С середины лета будущего года Центральный банк перестанет регулировать такие коэффициенты: возраст и стаж водителя (КВС), территорию применения авто (КТ), ограничения по допуску к вождению (КО), мощность транспортного средства (КМ) и эксплуатацию ТС с прицепом (КПр).
- Для легковых авто, принадлежащих частным лицам, Центробанк определит максимальный базовый тариф (ТБ). Как пример — им может быть 30 000 рублей. Наряду с этим будет определен и максимальный размер премии. Это даст возможность избежать демпинга цен. Коэффициент аварийности и скидка за безаварийную езду при этом регулируются Центральным банком.
- С 2020 года наступит последний этап, когда Центробанк откажется от регулирования тарифов. Все, что надо будет — это не выходить за пределы тарифного коридора. Обязательным будет учет ситуаций из разряда рискованных, но которые будут сведены до минимума. Как пример — история вождения, которая на данный момент используется при расчете страховой премиальной выплаты (КБМ).
Сценарий №2
- С середины лета 2018 года в ведении Центробанка не будут такие показатели: возраст и стаж водителя, а также вопросы, касающиеся допуска к управлению авто и эксплуатации ТС с прицепом.
- Для легковых авто, принадлежащих частным лицам, Центробанк определит максимальное значение ТБ. Этим тарифом может быть сумма в 20 тыс. рублей.
- На следующем этапе процесс будет дублировать первый сценарий. Разница заключается только в том, что с 01.07.2018 года по 31.12.2019 года Центральный банк перестанет регулировать показатель территории применения транспортного средства (КТ), а также в два раза поднимет базовый тариф. А с 01.01.2020 года Центробанк избавится от регулирования ставок по ОСАГО.
Страховые компании выступают за первый сценарий развития событий, который, по их мнению, больше удовлетворяет и самих потребителей. Они считают, что при государственном регулировании нет шансов в быстром изменении КТ.
Как возникли «Предложения по переходу к свободному образованию тарифов по ОСАГО»
Начало было положено на тематической конференции с участием представителей страховых компаний и Центрального банка. Обе стороны пришли к мнению учесть пожелания страховщиков относительно процесса либерализации ОСАГО.